НОВОСТИ / ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

11.04.2025

МОЛЕБЕН С АКАФИСТОМ СВ. РАВНОАП. НИКОЛАЮ ЯПОНСКОМУ

11 апреля настоятель Филаретовского храма д. Малеевка иерей Михаил Баландин совершил молебен с акафистом пред чудотворной иконой св. равноап. Николая Японского в Троицком соборе г. Клина.

This slideshow requires JavaScript.


10.04.2025

ВСТРЕЧА ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ СВТ. НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО В КЛИНУ

9 апреля 2025 года в Троицком соборе г. Клина Сергиево-Посадской епархии торжественно встретили чудотворную икону свт. Николая Японского с частицей его мощей.
Перед иконой собором духовенства Клинского благочиния был отслужен молебен с акафистом свт. Николаю Японскому о даровании победы нашему народу и воинству.
Богослужение возглавил благочинный протоиерей Евгений Мальков. По окончании молебного пения настоятель Воскресенского храма г. Клина протоиерей Георгий Ефременков произнёс проповедь, на которой затронул житие святого.
Всем молящимся были розданы на память иконки свт. Николая Японского.
Чудотворная икона свт. Николая Японского будет пребывать в Троицком соборе г. Клина с 9 по 15 апреля. 14 апреля к иконе можно будет приложиться в храме прмч. Серафима Клинского. А 15 апреля икона вновь для поклонения будет доставлена в Троицкий собор, откуда после Литургии Преждеосвященных Даров отправится дальше по городам Сергиево-Посадской епархии.
Автор текста и фото: Ирина Ермакович

This slideshow requires JavaScript.


01.04.2025

Рубрика: «Размышления Великим постом»

МЫСЛИ ВСЛУХ

Протоиерей Сергий Баранов, настоятель храма Табынской иконы Божией Матери пос. Херсон Орская епархия:
«Многие расценивают чистоту сердца как чистоту от греховных помыслов, но сердце и ум можно завалить и кучей добрых помыслов, просто создать бардак из добрых вещей. Так вот, чистота сердца – это его простота, несложность, незаваленность всяким скарбом. Чистое сердце – оно чисто не только от греха, но от сложности нагромождения пустых мыслей, переживаний. Почему чистые сердцем Бога узрят? Потому, что между ними и Богом мало помех, они смотрят прямо на Него. Их ум не отвлекается ни на что постороннее, параллельное. Они смотрят прямо на Бога и только на Него…

* * *

Не расслабляйтесь, бывают времена тоски, терпите. Нет умной молитвы, молчит сердце, говорите её устами. Ищите себе занятия, чтобы не оставаться праздным. Праздному человеку помыслы приходят, а к трудящемуся — мало. Говорите молитву вслух, не соглашайтесь на это уныние. Если кто-то думает, что, подвизавшись пять, десять лет, он что-то приобретет, и можно будет отдыхать с этим приобретением — это тоже ошибка, можно всё потерять. Нужно всегда трудиться. Не надо истерить, надо спокойно трудиться и трудиться. И над собой, и в молитве. Чем дольше вы позволяете себе быть в духовном расслаблении, тем труднее будет вернуться в духовное хорошее состояние. Бойтесь медлить».


25.03.2025

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Удивительное дело – бытие, как оно есть. Бог, сотворивший небо и землю, ангельские силы, живой мир, океаны и моря, Вселенную, сотворил человека, а человек согрешил. Что такое согрешил? Мы грешим каждый день много-много раз, мы привыкли жить в такой атмосфере, что грех для нас – ничто. Там, если совсем уж тяжкое что-то сделал, приду к батюшке, исповедуюсь. Батюшка простит, – ну, Бог, наверное, тоже. Собственно, куда Богу деваться? Сказано, что должен простить, – Он и простит. Собственно, ни одно живое человеческое существо на этой земле давно не боится никакого греха. Да, они тяготят, но в ужас и трепет никто не приходит, разве что когда-нибудь с непривычки совершит смертный грех, – но человек – такая зараза, что и к смертному греху привыкает – чего особенного-то?
Но вот когда-то человек согрешил, и это действие, которое он совершил, привело к тому, что он отпал от Бога. Что такое отпал от Бога? Мы никогда с Ним не жили, – что нам бояться того, что мы от Него отпадем? Ужаса никакого не происходит. Мы даже к разводу привыкли; это – обычная составляющая нашей жизни. Сейчас привыкаем к смерти наших детей, наших мужей. Мы быстро ко всему привыкаем. Человек такая зараза, – он привыкает ко всему, – и к плохому, особенно к хорошему. У него очень высокая степень привыкаемости, поэтому мы привыкли жить без Бога и никакой другой жизни мы не знаем. И поэтому, если нам говорят, что Адам отпал от Бога, мы ничего не чувствуем; ну, отпал и отпал. Потому что у нас-то, у самих, ужаса отпадения от Бога нет, потому что нет радости жизни с Богом.
Если бы мы отпали от Живого Бога, это было бы страшно, и мы бы хотя бы отчасти поняли, что́ пережил Адам, стоя у двери рая и плача горько. Но что такого произошло с человеком, что для того, чтобы вернуть ему возможность прикоснуться к Богу, Бог велел распять Себя на Кресте? Вот перед нами Крест, на нём висит Бог. Что же такого совершил человек, – что для его спасения потребовалось распятие Бога? Мы же привыкли жить в системе «Бог простит». Но если так всё просто, – так Бог бы взял и простил: «Ладно, Адамушка, что уж там, как-нибудь помиримся, сживемся. Ну, с кем не бывает? Ну, согрешил» А не получится. Потому что для того, чтобы теперь вернуть возможность, – только возможность, а не реальность – общения Адама с Богом, необходимо, чтобы Бог умер на кресте, и другой возможности нет. Что́ же сделал человек, что для его спасения потребовалась смерть Бога?
И нам крест здесь лежащий свидетельствует: смотри, какое дело ты сделал, смотри, что ты совершил, – что иного способа спасти тебя нет, как только Мне умереть. То, что мы живём сейчас, легкомысленно рассуждая о прощении Бога, – это некое послевкусие христианства, где действительно отношения с Богом принципиально другие, чем они были после грехопадения. Хотя очень много мы всего лишь себе надумываем, а по сути такого нет. Потому что, на самом деле, кое-что требуется от нас. Смерть Христа на Кресте, даёт нам только возможность припасть к Богу. Не будь этой смерти – не было бы и возможности, – хоть вы в лепешку расшибитесь, хоть кожу себя сдерите, хоть не ешьте, не пейте и не ходите никуда, закопайте себя живьём в землю, молитесь 24 часа в сутки, 120 лет каждый день, – вы всё равно не получите возможности прикоснуться к Богу.
Нет такой возможности больше у человека, нет, пока Бог не станет человеком и не умрёт на Кресте. Если Он этого не сделает, – если бы, например, Он не смог бы донести Свой Крест до конца, если бы Он не умер на нем, Он навсегда бы нас лишил возможности прикоснуться к Нему. Нет такой возможности, кроме смерти Христовой. Это чтобы человек легкомысленно не рассуждал о том, что спасти человека легко.
В общем-то, да, человеку-то ничего не требуется, – но Богу пришлось умереть на кресте, чтобы меня спасти. И когда Он висит на Кресте, эта возможность для меня открыта, я могу теперь подойти к Богу. Но в сегодняшнем Евангелии Он говорит, что для этого есть условие: «Для того, чтобы соединиться со Мной, ты должен сделать то же самое ради Меня. Вот Я ради тебя вишу на Кресте, – ты должен сделать то же самое, ты должен распяться ради Меня». Ничего делать особенного не надо. Надо, чтобы человек волю свою распял, чтобы он отказался жить по своей воле и распял себя ради воли Божьей; чтобы воля Божья стала тем гвоздем, тем копьем, – тем крестом, на котором пригвоздилась воля человека: она больше не действует. Теперь есть только одна воля – Твоя, Господи. Больше от человека ничего не требуется. Собственно, никогда ничего не требуется, – никогда. Надо было просто сказать: «Отныне и навсегда я творю Твою волю». Но даже в раю, даже Адам не мог этого сделать. Не мог, потому что каждый человек настолько испорчен, настолько любит себя, настолько погружен в свое «я», что отказаться от этого и творить Его волю он не может. А это есть единственное основание жизни: всегда, везде творить волю Бога. Это и есть жизнь, – сама воля Бога есть жизнь. Отказ от этой воли есть отказ от жизни. Человек умирает не потому, что делает плохое, а потому, что делает по-своему. Просто человек, который делает плохое, явно видит, что он гибнет и хочет взыскать Бога и Его воли. А человек, который делает по-своему, не знает, что это дело плохое, – оно же вроде хорошее, – поэтому гибнет, но не знает, что гибнет, и Бога взыскать не может. Поэтому фарисеи гибнут, а блудницы спасаются. Поэтому фарисеи гибнут, а воры спасаются. Поэтому фарисеи гибнут, а грешники, познавшие гибельность своей воли, спасаются, потому что они начинают ее ненавидеть, в отличие от фарисеев, – ненавидеть свою волю, чтобы сказать: «Господи, да будет воля Твоя! Я больше ничего не хочу на этой земле. Ничего, только Твою волю – сегодня, завтра и вечно – только Твою волю».
Конечно, человек и при такой решимости остаётся немощным, и чтобы до конца исполнить волю Божью, ему приходится каждый раз наступать на горло собственной воле, всю жизнь прибивать свою волю ко кресту и говорить: «Не хочу моей воли, хочу, чтобы была Твоя». И Крест, на котором распят Христос, всегда перед глазами человека, потому что это укрепляет его: «Ты, не имея к этому никакой потребности, только Свою любовь, пришел ко мне, умер ради меня. Помоги мне, помоги мне нести крест свой, помоги мне исполнить волю Твою, ведь Ты же был Человеком. А значит, через это воплощение Ты соединился с каждым человеком. Будь во мне той крепостью, которая поможет мне творить волю Божью. Будь во мне той силой, той решимостью, той благодатью, которая поможет мне творить Твою волю, чтобы и я, дойдя до последнего своего рубежа, смог бы уподобиться Тебе хоть сколько-нибудь, потому что я всю свою жизнь отвергал свою волю и старался, как мог, исполнить Твою». Это и есть путь христианина.
Надо просто никогда не забывать, что Христос, распявшись на Кресте, получил возможность, получил благодать входить в наши сердца, если только мы Его туда пускаем, – в наших сердцах животворя нас, подвигая нас, уча, и воспитывая и очищая, и смиряя нас, и уча нас в любви, – вести тихо ко спасению, – только бы мы Ему не сопротивлялись.
Иерей Константин Корепанов
Фото Ирины Ермакович


15.03.2025

К 100-летию преставления свт. Тихона,
Патриарха Всероссийского

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ В КЛИНУ

15 марта 2025 года в выставочном зале им. Ю. В. Карапаева в г.о. Клин состоялось торжественное открытие выставки «Русская Голгофа», приуроченная к 100-летию блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Перед началом открытия выставки был отслужен молебен святителю Тихону.
С приветственным словом к собравшимся обратился благочинный Клинского церковного округа протоиерей Евгений Мальков. Он затронул тему о том, какую роль в истории Русской Православной Церкви сыграл патриарх Тихон.
Настоятель Тихоновского храма г. Клина протоиерей Анатолий Фролов рассказал, как в Клину появился храм в честь свт. Тихона, Патриарха Всероссийского и какие события этому предшествовали. Также рассказал об освящении храма в 1992 году Святейшим Патриархом Алексием II и об идее создания выставки о патриархе Тихоне.
Затем, перед присутствующими на выставке духовенством Клинского благочиния и жителями города выступил с лекцией о Новомучениках и исповедниках Российских директор Мемориального центра, член Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской при Патриархе Московском и Всея Руси Игорь Владимирович Гарькавый.
Святителю патриарше Тихоне, моли Бога о нас!
Ирина Ермакович
Фото: Ирина Ермакович

This slideshow requires JavaScript.


04.03.2025

НОВАЯ РУБРИКА: РАЗМЫШЛЕНИЯ ВЕЛИКИМ ПОСТОМ

Дорогие прихожане и гости. Начался Великий пост. В связи с этим на сайте нашего храма мы открываем новую рубрику «Размышления Великим постом». Это будут небольшие заметки — мысли разных известных современных священников о Великом посте и не только.

 

И открывают нашу рубрику мысли игумена Нектария (Морозова), настоятеля Петро-Павловского храма г. Саратова:

 

«Не перестаю удивляться… Из года в год повторяется одно и то же: остается позади Прощеное воскресенье, наступает первый день поста, и уже утро его разительно отличается от утра предыдущего. Еще не постился, а уже голоден, не трудился, а устал. И напряжение такое – словно через сопротивление идешь.
И это все вне зависимости от реальной степени усталости/неусталости, голодности/неголодности. Словно тумблер какой-то переключается. Причем, поста я жду и радуюсь ему – искренне, от всего сердца.
И я не вижу другого объяснения, кроме одного: так же, как готовимся к посту мы, готовится у нему наш противник. Нет, гораздо лучше готовится и вдумчивее…
В случае со мной это проявляется так, с кем-то еще – как-то иначе.
Но главное, что надо иметь в виду: он знает, что такое время поста, как много пользы может принести нашей душе разумное прохождение великопостного поприща. И готов неустанно трудиться для того, чтобы помешать нам преуспеть.
Если мы не имеем подобной готовности на труд ради преуспеяния, то есть все основания, что он окажется в данном случае выигравшим, а мы удовольствуемся участью проигравших.
Часто так и случается. Но ведь никогда не поздно начинать – то, что по-настоящему необходимо, без чего никак не добиться действительно хорошего результата.
И можно сейчас, уже наступившим постом, постараться отнестись к нашему внутреннему миру внимательнее, чем относится к нему враг. Позаботиться о себе больше, чем «заботится» он. И на его усилия оторвать, отдалить нас от Бога ответить пламенным стремлением приблизиться к Нему и готовностью делать все, что для этого потребно.
Попробуем?..»


22.02.2025

ВЛЯПАЛСЯ — ЗОВИ НА ПОМОЩЬ. НЕ ПОЗОВЁШЬ — НЕ ВЫПУТАЕШЬСЯ

Предлагаем вам отрывок из 44-й беседы иерея Константина Корепанова из цикла бесед по Симеону Новому Богослову.

Посмотреть можно здесь: https://m.vk.com/video-156269624_456240689?from=video


17.02.2025

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ.
РАДУЙТЕСЬ РАДОСТИ БЛИЖНЕГО

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Святая Церковь вспоминает Евангельскую притчу, в честь которой так и называется сегодняшний день – «Неделя о Блудном Сыне». Эта Евангельская притча, наверное, – самый известный евангельский сюжет, это то, что знают люди, даже совершенно, никакого представления о Евангелии не имеющие. о том, как младший из двоих сыновей вытребовал у отца свою часть имения, ушел, растратил его, стал нуждаться, а потом вернулся, и отец его встретил с радостью. Собственно, такую фабулу этой притчи, в таком её воспроизведении обычно люди, даже очень давно ходящие в Церковь, эту притчу и знают. И, конечно, всегда человек очень трепетно слушает историю о том, как отец встречает своего заблудшего сына, как он радостно бежит ему навстречу, как он закатывает для него пир горой. Это все слышать очень приятно, и это действительно очень жизнеутверждающий сюжет, дающий нам надежду, что если мы будем возвращаться к Отцу, Он нас с радостью встретит. И казалось бы, ради этого, ради этой надежды, этого благовестия, и рассказана эта притча: что если мы соберемся вернуться к Отцу, то Он нас с радостью встретит. И действительно, если мы находимся далеко-далеко от Бога, мы должны быть преисполнены отчаяния, потому что мы же не просто живем грешно. Мы потратили все то, что Он нам дал. Когда-то у нас были способности, когда-то у нас была семья, когда-то у нас были какие-то достижения, какие-то ресурсы. И вот – мы без друзей, без семьи, без детей, без работы, отчаявшиеся вдруг, вспоминаем о том, что Отец нас ждет и стараемся к Нему прийти. И, конечно, в этот период нам очень стыдно возвращаться к Отцу. И эта притча дает нам надежду, что нас не только с радостью примут, но дадут, вернут хоть часть какого-то потраченного нами богатства.
Вот все, что мы можем вынести и выносим в большинстве случаев из этой притчи. Слово из притчи не выделишь, как невозможно выкинуть слово из песни, – иначе проваливается сюжет притчи, которая содержит и вторую часть. И рассказана она не только ради первой части, но и ради второй тоже. Иначе это бы не была притча, она бы закончилась радостно тем, что блудного сына приняли. Блудный сын наелся, напился, оделся в праздничные одежды, наконец-то заснул спокойно, без тревожных сновидений, так как на сытый желудок очень хорошо спится. И тогда бы, собственно, на этом и стоило закончить притчу. Но нет, там еще повествуется о старшем брате, который был в это время в поле, – он работал, не на пикнике был И только подходя к дому, возвращаясь с работы, он слышит, что дом весь бурлит, что там радость, которой он не причастен. И мало того, что не причастен, – он совершенно не хочет быть этой радости причастным. Он разгневался и ушел. И отцу приходится к нему идти туда, где он скрылся, найти своего старшего сына и с ним говорить. И слышит отец упрек старшего сына: «Вот, я всегда тебе служу, я всегда на тебя работаю, а ты даже козленка мне не дал, чтобы я повеселился с друзьями своими» – обиделся он. А отец ему говорит: «Но ведь и так всё моё – твоё, а тебе надобно радоваться тому, что брат твой был мёртв, и ожил, пропадал – и нашёлся».
И вот, получается, что притча говорит не только о блудном сыне, но и о неблудном тоже. Мы должны услышать и историю неблудного сына, потому что, на самом-то деле, по большому счёту, это как раз притча о нас – о тех, кто давно уже в доме Отца живёт, кто давно уже здесь, привык соблюдать все правила или старается их соблюдать, – как говорит старший сын: «Я ни одной заповеди твоей не нарушил». Бывает, в Церковь приходит то блудница бывшая, то алкоголик какой-то бывший, то мытарь бывший, или ещё кто-то бывший, – и все у него сразу получается, и Бог ему все сразу дает. Мало того, что прощает, – Он же ему сразу и дары Свои дает: и молитва-то у него в сердце творится, и дом у него налаживается, и деньги у него есть. «А я что? Я вот как ходил 10 лет в Церковь, как жил на 40-тысячную зарплату, так и живу, и все, – как бы, вроде, доволен. А почему вот он был нищим, и сразу у него много денег? Почему он был грустный, – и сразу улыбка на лице и радость: «Бог меня любит!» А я вот хожу и год за годом пощусь, а радости никакой даже на Пасху не испытываю! Только от жареной курицы, и то ненадолго, до первой тяжести в животе. Почему же так, Господи: одни радуются, а другие – нет? Почему у одних пир горой, а у меня, хоть я исполняю все Твои заповеди, ничего, кроме постоянного уныния и нет никогда? И все люди меня раздражают, а наипаче всех – грешники, – неважно, в храм они пришли или за храмом стоят, но раздражают они меня, ибо они грешники. А я человек с Богом живущий. Да ладно блудный сын, – ведь меня же раздражают и неблудные сыновья тоже! Почему, Господи, я Тебе работаю уже 20 лет, а у меня до сих пор как была «шестерка», подаренная отцом, – так и есть. А эта соседка моя из соседней квартиры в 18 лет уже третью машину меняет в суперсалоне и в суперкаре. Где справедливость, Господи? Почему я тружусь Тебе, заповеди исполняю и не могу поесть вдоволь, а эти хулиганы, негодяи, пируют и жрут почем зря? И все-то у них есть, и все-то ты им даешь. Где ж, Господи, справедливость? Почему я страдаю, а другим – хорошо? Ведь они этого не заслужили! Ведь в этом сердцевина возмущения старшего сына: «Почему я все делаю для Тебя, а мне плохо, – а этим все не делающим для тебя хорошо? Почему этим, плохим, радостно, – а мне, хорошему, плохо?» Ну, – и…?
И каждый узнал ведь себя, – ну, должен, по крайней мере, если он хоть немного себя знает, увидеть себя: ведь это я, Ведь это у меня такие мысли. Нет, конечно, если вы сегодня пришли в Церковь первый раз, и всю службу проревели, то это не для вас. Но те, которые стоят тут уже изо дня в день, из недели в неделю, так думают, они говорят такие слова, они так воспринимают: «Почему мне плохо, хотя я из последних сил исполняю Твои заповеди, а этим грешникам – хорошо?»
Отец в этой притче говорит: «А тебе надо просто радоваться. Потому что ведь ты должен быть рад тому, что ты живешь в Моем доме, и все, что у Меня есть, твое. Ты только попроси!».
«Нет, Господи, просить я не буду. Я буду просто уныло, нетерпеливо и с ропотом нести тяготы жизни у Тебя».
Да кто же тебе мешал-то козлёнка попросить? Кто же мешал-то? Так ведь старший сын-то ведь никогда и не просил! Он же думал: «Зачем просить отца? Я буду нудно, терпеливо исполнять все, что он мне заповедал. А он меня даже не похвалил ни разу!»
Так значит, этот старший сын живет в доме Отца не как с отцом, а как наемник у хозяина. Он не может к Нему подойти с просьбой, он не может радоваться радости Отца. Он не может печалиться в печали Отца. Он не может прийти и сказать: «Пап, дай на мороженку, нужна мороженка!» Потому что: «Нет, я потерплю и без мороженого. Авось, отец заметит, как мне трудно. Нет, я потерплю и просить не буду!» Он же превратился в наемника, ожидая себе награды, но не имея любви к отцу. Он не может радоваться и тому, чему радуется отец, потому что он его не любит. Ведь любой бы сказал: «Отец, ведь я тебя люблю. Почему же мне так плохо сегодня? Что со мной происходит?» Он же не так сказал, он сказал: «Я работал тебе, как раб. Где моя награда?» И отец его упрекнул: «Ты же мертв. Ты не можешь радоваться, – значит, ты умер. Ты ждешь похвалы как раб, который выполнил работу. А сын – радуется. Радуется и отцу, и всему, что́ вокруг отца. Радуется тому, что у него вернулся брат, потому что он – часть этой семьи. Но он в своих унылых трудах потерял любовь, потерял радость. Он не может прыгать и скакать, как ягненок, оттого, что хотя бы радуется отец.
И вот эта история – про нас, и притча – о всех людях. Все люди, приходящие к Богу, – либо блудные дети, либо как этот старший сын; и нет другого состояния, понимаете, – нет! Если человек забыл приходить к Богу как блудный сын, – через некоторое время он превращается в старшего сына. Если он перестал ощущать радость от того, что Бог его принял, от того, что Бог ему обрадовался, от того, что Бог его утешил; если он забыл об этом и ушла из него радость, – он начинает ощущать себя наемником в доме собственного отца и куксится на каждого нового человека, которому Бог улыбнулся. . И все люди для того, чтобы сохранить себя в радости, сохранить себя в радости жизни, перед лицом своего отца и своих братьев, чтобы научиться радоваться за любого брата. Неважно, утешил его Бог прощением или утешил новым автомобилем, утешил его Бог ребенком или утешил новой оплачиваемой работой, – он же все равно всё от Бога получает. Так радуйся, радуйся, что кому-то Бог дает Свою любовь. Если ты сын Божий, ты не можешь этому не радоваться. Ты превратился в засушенного червяка, который только гундосит о том, что все плохо, и почему у всех все есть, а у него нет ничего. Лучше бы тебе уйти на страну далече, чтобы познать любовь своего Отца, чем жить под кровом Всевышнего и быть недовольным, и быть безрадостным. И никогда с радостью не разделить радости своего брата или своей сестры.
Это – критерий. Вот, вам позвонил друг, которого вы не видели уже 28 лет и сказал: «Слушай, я, наконец, женился!»
«О, женился! Я уже четвертый раз женился. Ничего особенного в этом нет».
«Так я-то – первый! Порадуйся за меня!»
«А, ничего, через пять месяцев разведешься, уже увидишь». «Порадовался» и «порадовал».
«Слушай, у меня сын родился. То все дочки, да дочки, пять дочерей. Тут сын, порадуйся за меня!»
«Сын? А что тебе радоваться? В армию заберут его!»
Ну что ты будешь делать! Ну ты хоть чему-то порадуйся!
«Слушай, я машину купил!»
«А что, китайскую? Сломается через полгода, и будешь всю жизнь работать на запчасти!»
Ну что ж ты будешь делать? Ну хоть чему-то ты рад, а? Ну хоть что-то может тебя заставить порадоваться другому человеку, не себе? Ведь это и есть радость жизни с Отцом: Радоваться Его радости. А Он радуется. Он подарит кому-то машину – человек прыгает, скачет, – довольный, счастливый. А Бог? Он дал кому-то сына, кому-то – работу; на Мальдивы отправил человека впервые. За границу тот выехал, песок впервые увидел, море впервые увидел. Окунулся в блаженство, – как ребенок бегает, плескается, в песок зарывается. А Бог на небесах рад. Бог рад, когда рады Его дети. А мы не можем радоваться, потому что мы – старшие сыновья, которые только исполняют заповеди, а Духа христианского, Духа Отцовского не имеют.
Поэтому нам нужно срочно вернуться в состояние блудного сына, потому что блудный сын всему рад: и любви Отца, и тому, что у него есть старший брат, и тому, что он снова дома. Он ходит, целует стены, двери, пол, – рабам рад, слугам рад, лошадям, коровам, – всему: наконец-то дома! «Дома! Как здорово! Эти стены, эти иконы, эти батюшки, эти матушки, – как все чудесно у вас, как я всех вас люблю!» Разделить радости его мы не можем, мы скоро поставим его на место, чтобы не радовался шибко.
Но чтобы сохранить эту радость, надо всегда пребывать в состоянии блудного сына, обретающего в Церкви свой дом, находящего здесь своего Отца. Как только мы забываем об этом состоянии, мы засыхаем. И поэтому святые отцы говорили, что покаяние, покаяние и покаяние – то, что держит нас в радости. Не покаяние ради покаяния, не покаяние ради того, чтобы самого себя умертвить, замучить постами и молитвами, и сдохнуть где-нибудь с тоски под забором, – покаяние ради того, чтобы всегда сохранять радость. Как Симеон Новый Богослов и говорит: радостнотворный плач. Только кающийся человек может всегда радоваться. Только кающийся человек, который всегда сохраняет себя в любви Отца, может радоваться любви Отца, изливающейся на других. Аминь.

Иерей Константин Корепанов


10.02.2025

«РАЗГОВОР С ВЛАДЫКОЙ»

Интервью епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла председателю Епархиального отдела по издательской деятельности и взаимодействию со СМИ иерею Димитрию Полещуку.
Видеоматериал подготовлен Медиацентром «Клин Православный».


20.01.2025

ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Сегодня Церковь празднует день Крещения Господа нашего Иисуса Христа. То есть то событие, казалось бы, в общем-то, незначительное, маловажное, когда Христос пришел креститься от Иоанна Крестителя в водах Иордана. Приходило к нему тогда много людей, и среди этих людей пришел к нему и Христос. Иоанн Креститель, увидев Его, говорит: «Зачем Ты пришел? Эти люди грешники, им нужно очиститься от своих грехов. А зачем пришел Ты? Ты же не нуждаешься в очищении от грехов. Скорее, это я нуждаюсь в том, чтобы Ты крестил меня, потому что Твое крещение истинное, а мое – нет. Ибо Ты очищаешь не только от грехов, что мог бы сделать и я, силой Божьей, но Ты преображаешь человека и даешь ему благодать Святого Духа, чего я сделать не могу».
Но Христос говорит: «Оставь. Ты не всё понимаешь, Иоанн. Ты не всё знаешь. Для того, чтобы тебе подать Дух или кому-нибудь другому, Я должен войти в эти воды, чтобы принять на Себя грехи всех людей, в этих водах их смыть. Чтобы понести все грехи человеческие, и очистить все грехи человеческие, чтобы вода Иордана ныне была водой очищения, очищающей и животворящей человека, чтобы Я мог понести грехи всех, и вознести их на крест».
И, собственно, Крестный путь Иисуса Христа начинается именно тогда, в водах Иордана, когда Он, выходя, получает благодать Святаго Духа в виде голубя, сходящего на Него, во свидетельство и Иоанну, и народу. И слышит Голос, Который говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Тогда начинается Его Крестный путь до того самого Креста, до той самой Голгофы, на которой Он распнёт весь грех человеческий и освободит нас от мучающих нас грехов, и дарует очищение от греха.
И отныне человек радуется, потому, что он может получать очищение от грехов. Радуется потому, что он в крещении получает благодать Святого Духа. Радуется потому, что отныне он может прийти к Богу. Нам кажется это очень просто, потому что никакого Бога мы знать не знаем. Для нас Бог – это имя или некий образ, некая Сущность или некий Абсолют, о котором мы, в лучшем случае, только думаем. Мы как бы в голове представляем, – как бы мы к Нему пришли и что́ бы мы Ему сказали. Это – процесс внутри нашей собственной головы: «Вот, я Ему скажу это, а Он мне скажет то; а я Ему скажу это, а потом я Ему расскажу вот это; Он мне скажет: «Молодец!» А я Ему скажу: «Это надо будет сделать иначе!». Это все фантазии внутри моей собственной головы. Ни к какому Богу мы еще не пришли, потому что к Богу прийти можно только тогда, когда Сам Бог этого захочет. По моей воле я ничего не могу сделать, – во грехах я родился, во грехах и сдохну. Только если Он захочет меня и позовет: «Подойди ко Мне, Я хочу с тобой говорить, Я хочу посмотреть на тебя, Я хочу тебя услышать. Я хочу взвесить твое сердце, хочу взвесить твои дела»
Вот тогда, когда Он сам приблизит нас к Себе, мы начинаем что-то узнавать сначала о Нем, а потом – и Его Самого. И сам по себе к Богу прийти не может никто, – только тот, кого Бог позовет.
И вот, когда Он зовет человека, и человек встает перед Богом, – точнее, пытается встать перед Богом, – понимая, что стоять перед Ним он не может, потому что у него грехи, ему стыдно. Это значит, что человек стоит очень-очень, очень далеко от Бога. Очень. Его даже еще не обжигает пламя Святого Духа. Но все-таки его позвали, и он идет. Чем ближе он приближается к Богу, тем сильнее меняется его состояние, ему делается все более и более страшно, потому что он понимает, что грехи его обличают. Он чувствует, как горят в нём его грехи, как горит его сердце, как ему невыносимо стоять перед Живым Богом, – и он убегает. Даже если вслед ему несется зов Бога, он убегает, потому что грехи не дают ему уйти от них. И большинство людей так и пребывает в состоянии убежавших от Бога людей. И они придумывает себе религию, придумывает себе психологию, придумывает себе что-то, некий кармашек бытия, закуток, нишу, где им можно спрятаться, в придуманном мире, – только бы не стоять перед Богом, обличающим их в грехах. И никто бы, никогда бы во всем бытии человека не смог бы пройти это пространство, – да и не проходил никто, – если бы Бог не стал человеком, если бы Христос не вошел на Иордан, если бы Христос не умер на Кресте, этим засвидетельствовав: «Я все вам простил. Подходи, не бойся. Ни за один твой грех Я тебя не укорю. Только единственное, что́ ты должен принести, – это веру в Моего Сына. Веру в то, что Бог стал человеком и очистил твой грех. Веруешь? Подходи! Не веруешь – ты подойти не сможешь, потому что грехи твои обличают тебя».
Ты должен верить. На самом деле, кто прошел этим путём, – те святые отцы, которые прошли этим путем, знают, как скорбен этот труд, как трудно поверить, что мы действительно прощены. Как трудно поверить, что действительно есть Любовь и Милость, потому что все мы до самой последней глубины отравлены ужасом перед Богом. Мы трепещем перед Ним. В это состояние мы впали, когда согрешил Адам, и от всего этого пришел исцелить нас Христос.
Исцеление это подается каждому в Церкви двояко. В самом начале, когда человек крестится и входит в купель, в этой купели он облекается во Христа, отдает Ему свои грехи, возлагает на Него бремя своих грехов и получает от Него чистоту. Он одевается в светлую ризу, получает благодать Святого Духа, становясь сыном Божьим или дочерью Божьей. А потом, если на этой чистой одежде снова показались пятна грехов, он приходит в Церковь и причащается Тела и Крови Иисуса Христа, Который вновь очищает его от всякого греха. И эту чистую одежду он и должен донести до самого Последнего Суда, чтобы предстать перед Богом в блестящих ризах, омытых как водой Крещения, так и Кровью Христовой.
И каждый, кто принесет эту одежду, самой этой одеждой свидетельствует, что он – Сын Божий, что он пришел на брачный пир в той одежде, которую дал ему Христос. Все для того, чтобы человек имел это, у него есть: иди крестись, иди причащайся, – и риза твоя будет белой, и ты будешь сиять, как ангел на небесах. Это зависит только от тебя. Не бойся своего Бога: Он очистит твой грех. Не бойся, Он омоет твои раны, Он умоет твои ноги. Бойся только одного – не верить. Бойся подумать, что Бог не любит тебя. Бойся сомнений в Его любви, потому что, как только ты перестал верить в Его любовь, в Его очищающую благодать, в Его силу, тебя животворящую, ты сразу возвращаешься во власть смерти, ужаса, прячешься в какую-нибудь нишу. зарываешься в какой-нибудь камень, только бы Он не смотрел на тебя; и ты так и умрешь в твоих грехах.
Только свет Его любви, свет Его благодати очищает тебя от всякого греха. Приходи и очищайся. Приходи, становись чистым. Приходи, становись святым. Не бойся своего Бога. Бойся оказаться недостойным веры, которую Он в тебе зажег, бойся усомниться.
Но вот это оказывается гораздо труднее. Приходить и рассказывать о своих ничтожных грехах мы можем, мы привыкли, мы научились. Мы же – фарисеи до мозга костей. А вот сказать Богу: «Господи, я по-прежнему Тебя не люблю. Ужас при одном упоминании о Твоем имени, страх перед Тобою сковывает всё мое тело, каждую часть моего тела. Я трепещу Тебя, я не хочу приходить к Тебе. Дай мне гарантию, что со мной все будет хорошо, и я не буду к Тебе приходить. Мы забежали в храм за Святой водой, мы хотим получить благодать, – но Христос нам не нужен. Мы причащаться Его не хотим. Мы стоять и внимать Словам благодати не хотим, – мы хотим украсть Святую Воду бегом, деньги бросить – и бежать, бежать, бежать, только бы не стоять перед лицом нашего Бога, только бы не слышать эти воспламеняющие душу молитвы. ему бежать и скрыться в подвале своего дома, не видеть, не знать, – но пользоваться, как нам кажется, благодатью Святаго Духа. Нет, от Бога спрятаться невозможно. Рано или поздно, Свет Его воссияет везде – и в той квартире, и в том подвале, в том коттедже, в котором ты думаешь закрыться стенами от мира, воссияет Бог. Но если ты не шел к Нему, не очистил в свете Его любви, в свете благодатных Его даров, – крещения и причащения – своей души, то горе тебе будет, ибо это будет тьма вечного страха, мучений и страданий, – от чего да избавит нас Христос Своей благодатью.

Иерей Константин Корепанов


09.01.2025

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В НАШЕМ ХРАМЕ (ФОТОРЕПОРТАЖ)

This slideshow requires JavaScript.


03.01.2025

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

Преосвященные архипастыри,
всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые
иноки и инокини, дорогие братья и сёстры!

Воздавая хвалу в Троице славимому Богу и разделяя со всеми вами радость нынешнего торжества, обращаюсь к вам, православным чадам нашей Церкви, проживающим как в России, так и в других странах пастырской ответственности Московского Патриархата, и сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова – праздником воплощённой любви Творца к Своему творению, праздником исполнения обетования о пришествии на землю Сына Божия, праздником надежды на спасение и вечную жизнь.
Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает и утроба не истлевает: Слово воплощается и Отца не отлучается. Ангели с пастыръми славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир (стихира праздника). Такими словами Церковь Христова свидетельствует о таинственном событии, которое произошло более двух тысячелетий назад в Вифлеемской пещере и изменило весь дальнейший ход мировой истории. С изумлением и благоговением мы преклоняем колена наших сердец перед этой непостижимой человеческим разумом тайной Божественного замысла о спасении. С благодарением принимая сей жертвенный дар Творца и Промыслителя, тако о нас изволившего, мы исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяний (молитва великой агиасмы).
Что же нам, христианам XXI века, надлежит делать, чтобы стать причастниками этого поистине бесценного благодеяния Божия и удостоиться Его Царства, уготованного от создания мира (Мф. 25:34)?
Всё, что мы можем и должны сделать в своей жизни, — ответить на Его любовь взаимностью. А это значит, верить и всецело доверять Богу, исполнять евангельские заповеди, уклоняться от зла и творить добро (Пс. 33:15), быть, по призыву Спасителя, светом миру и солью земли (Мф. 5:13–14).
Будучи наделённым свободной волей и неотъемлемым правом выбора, любой человек может либо принять Христа, либо отвергнуть Его, быть на стороне света — или погрузиться во тьму греха, жить по совести — или по стихиям мира сего (Кол. 2:8), посредством добрых дел созидать в сердце своем рай – или, напротив, творя зло, уже здесь на земле испытывать адские муки. Другими словами, каждый из нас призван к радости и полноте жизни, говоря простым языком, к счастью, а оно – это важно сознавать и понимать – невозможно без Бога, ибо Он – источник жизни и всех благ, Он – Творец и Промыслитель, Он – любящий Отец, наш заботливый Помощник и Покровитель. Обладая свободной волей, человек может избрать жизнь и достичь богоуподобления, но он также свободен и в выборе для себя другой, безбожной и безблагодатной жизни, ведущей к погибели.
Вот почему Господь, Который создал нас, всё же не спасает нас без нашего участия. В сопряжении воли Божией, благой и совершенной (Рим. 12:2), с волей человеческой, пусть несовершенной, но стремящейся к добру, – залог нашего успешного прохождения земного поприща. В конечном итоге, вечная участь каждого человека является продолжением того духовного состояния, которое было свойственно ему в земной жизни.
Памятуя об этом, будем, по слову апостола Павла, стремиться стяжать в себе любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23) и другие дары Духа. Будем делать всё возможное, чтобы оставаться нам христианами не только по имени, но и по образу жизни, по отношению к родным и близким, к соработникам и сослуживцам, к каждому человеку, нуждающемуся в нашей помощи и участии, сочувствии и поддержке.
Во все дни, наипаче же в сей великий праздник, мы призваны усердно молиться о мире всего мира и благостоянии святых Божиих Церквей, о недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Значимость этих прошений ныне весьма актуальна, ибо силы зла, брани и разделений хотящие, ополчились на Православие. Они сеют вражду и ненависть, используют любые средства для воплощения своих коварных замыслов. Но мы верим и надеемся, что силой Божией все немощные дерзости демонов и их приспешников будут посрамлены. Так было не раз в прошлом, так будет и сейчас. Многовековой опыт Церкви убеждает нас в этом.
Со времени пришествия на землю Господа и доныне всем верующим в Него дарована возможность быть чадами Отца Небесного, ибо, как утверждает святой апостол Павел, теперь мы свои, а не чужие Богу (Еф. 2:19). И это означает, что все мы – Его дети, а в Нём и через Него – родные и близкие друг другу.
В богослужениях и священнодействиях Церкви, которая является местом встречи человека со своим Создателем, нам  приоткрывается завеса вечности и уже здесь, на земле, даётся предвкушение грядущей полноты бытия, когда, по слову Священного Писания, будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28), когда никто и ничто не сможет отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39), от радости общения с Ним, когда отрёт Бог всякую слезу с очей человеческих, и смерти не будет уже, ибо прежнее прошло (Откр. 21,4).
…Возвещая людям благую весть о пришествии в мир Спасителя, Церковь, как чадолюбивая мать, всех призывает уверовать во Христа и жить по Его завету, дабы стать наследниками вечного блаженства. Поистине Господь пришел на землю, чтобы нас возвести на небо. Он неизменно предлагает людям следовать путём духовно-нравственного преображения, которое достигается исполнением евангельских заповедей, добровольным соработничеством человека и Бога, содействием Его благодати, ниспосылаемой в Таинствах Церкви.
И если во взаимоотношениях с людьми, в повседневных делах и заботах мы научимся руководствоваться Божественными установлениями, то многое изменится не только в нас, но и вокруг нас: жизнь обретёт подлинный смысл, наполнится настоящей радостью и счастьем.
Будем же достойны христианского звания и призвания. Будем идти по жизненному пути с твёрдой верой и непоколебимой надеждой на помощь свыше, радуясь каждому новому дню и новой возможности творить добрые дела, любя ближних и благодаря Бога всегда и за всё (Еф. 5:20), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
С праздником всех вас, мои дорогие, с Рождеством Христовым!